Амалек
Пурим
События и даты
Актуалия
Из бесед Любавичского ребе




На главную / История праздника актуалия и комментарии / Из бесед Любавичского ребе / Амалек

Амалек


Повторяющиеся мотивы

Конфликт Амана и Мордехая, благодаря которому произошло чудо Пурима, проистекает из событий многовековой давности. Аман был потомком Агага, царя Амалека
[1].

Мордехай и Эстер происходили из семьи царя Шауля, первого правителя Израиля. Когда евреи выходили из Египта, первым их атаковал Амалек. Поэтому евреям было дано указание Свыше[2]: «Когда Б-г избавит вас от врагов ваших... сотрите память об Амалеке на земле».

Спустя несколько веков после воцарения Шауля пророк Шмуэль напомнил ему о повелении Творца[3]: «Сокруши Амалека и все, что ему принадлежит. И не имей жалости к нему; убивай и мужчин, и женщин, и детей, и младенцев, волов и овец, верблюдов и ослов».

Шауль собрал всех евреев и повел их на войну против потомков Амалека, стерев с лица земли весь народ и уничтожив их имущество. Но «он сжалился над Агагом и лучшими из его овец и волов...»[4], привезя их с собой с войны.

Пророк Шмуэль не раз упрекал за это Шауля: «Ты отринул наказ Б-га, и Он за это откажет тебе от царского трона»[5]. И, несмотря на то, что позднее Шмуэль все-таки убил Агага, тот все же успел зачать потомство. Этот потомок стал прародителем Амана[6].

Амалек внутри нас

Танах – не просто историческая книга. За перечислением событий прошлого в нем кроется тайный смысл, способный направить нас на служение Творцу. Несмотря на то, что имя Амалека означает целый народ, существовавший давным-давно, оно стало нарицательным для кроющегося в нас зла. Точно так же, как Амалек угнетал еврейский народ, эта черта подавляет в нас стремление соединиться с Творцом и исполнять Его волю.

Мидраш[7] рассказывает об этой черте характера, дав комментарий на слова Торы[8]: «Помни, что сделал тебе Амалек… когда ты выходил из Египта, как он напал на тебя в пути и умертвил всех слабых и беззащитных, идущих позади».

Мидраш объясняет, что ивритское слово «корчо» («он напал на тебя») можно перевести еще и как «он охладил твой пыл». Амалек олицетворяет холодный расчет, который заставляет нас подвергать сомнению любое событие нашей жизни
[9].

За гранью разума

Для того чтобы служить Всевышнему с чистым сердцем и душой, нам необходимо переступить за рамки, которые устанавливает для нас наш разум.

Следовательно, до того как евреи получили Тору, они должны были произнести следующие слова – «Наасе венишма» («Сделаем и услышим»)[10].

«Сделаем» означает, что мы искренне желаем следовать воле Творца, а «услышим» показывает наше стремление понять заповеди Всевышнего. Сказав «сделаем» до произнесения «услышим», наши предки подтвердили, что они будут исполнять веления Б-га без сомнений и лишних вопросов, даже не понимая их. Точно так же наша преданность законам Торы во все времена должна выходить за рамки понимания законов устройства мира.

Наша решимость может колебаться под влиянием внутреннего Амалека, который твердит: «Разумеется, нужно принимать Тору, но сначала подумай хорошенько: может быть, ты не все сможешь выучить или не все заповеди исполнить до конца. Не бери на себя слишком много».

Исходя из контекста становится понятным совпадение гематрии слов «Амалек» и «софек» (ивр. – сомнение)[11]. Победа над Амалеком внутри нас означает полное посвящение себя служению Всевышнему, отрицание всех сомнений и колебаний, соблюдение законов Торы с рвением и любовью в сердце, не объяснимыми законами логики.

Историческая ошибка

Теперь мы понимаем, каким образом ошибка Шауля в отношении Агага повлияла на ход истории. Шауль не хотел нарушать волю Творца, ибо был праведным человеком, избранным Б-гом[12].

Комментируя характер Шауля
[13] («Шауль был царем один год»), наши мудрецы говорят, что «Шауль был подобен годовалому ребенку, не знавшему греха»[14]. Ошибка Шауля коренится в том, что он последовал доводам своего разума.

Например, он спас стадо Амалека для того, чтобы принести скот в жертву Всевышнему, ошибочно полагая, что такое рвение будет наилучшим служением Б-гу. Принося этих животных в жертву, он желал показать, что даже то, что противно Творцу, может быть использовано во благо. Этот, на первый взгляд, логичный поступок шел в разрезе с точным указанием Создателя, переданным через пророка Шмуэля.

И Шмуэль сказал Шаулю: «Послушание Б-гу лучше всякого жертвоприношения»[15]. Б-г и Его воля бесконечны и не могут быть поняты нашим ограниченным сознанием. Если воспринимать Его заповеди только лишь умом, возникает возможность для ошибки.

Единственно возможный путь праведного служения Б-гу заключается в развитии скрытого в нас безграничного потенциала.


Принимая на себя обет, данный Б-гу

Мы можем претендовать на то, чтобы называться истинными слугами Б-га только при условии безоговорочного принятия Его воли (ивр. – Кабалат ол).

Это качество было воспето преемником царя Шауля, Давидом
[16], служение которого было буквально: «Я усмирил себя и подчинился Его воле».

Хасидское учение говорит о том, что слово «домамти» («Я усмирил себя») происходит от одного корня со словом «домем» (ивр. – «неодушевленный предмет»). Иными словами, Давид так подавил свою индивидуальность, что довел себя буквально до состояния неодушевленного предмета и уже не мог действовать самовольно.

Исправляя прошлое

Качество Кабалат ол также отражено в истории Пурима, ведь именно благодаря этому качеству произошло падение Амана, потомка Амалека.

Кабалат ол описывается как часть характера Мордехая а-Йегуди[17] (еврея).

Буквальный перевод означает «потомок колена Йегуды» Давида, хотя на самом деле Мордехай происходил из колена Биньямина и Шауля. В Мегиле[18] еврейский народ назван йегудим без ссылки на колена народа Израиля, поскольку это слово имеет общие корни со словом, означающим самоотрицание, т.е. служение Всевышнему по принципу Кабалат ол.

Мордехай и Эстер стали лучшим примером такого самоотрицания, несмотря даже на жесточайшие условия, в которых им приходилось существовать. Они сподвигли евреев раскаяться и вернуться к исполнению заповедей Творца, даже под страхом смерти по указу Амана.

Их подвиг повторяется и по сей день. Мы также живем в изгнании, и наше стремление соблюдать заповеди Торы ежедневно подвергается многочисленным испытаниям, в том числе исходящим от Амалека, скрытого внутри нас.

С помощью Кабалат ол нам удается преодолеть все препятствия и достойно исполнять свою миссию. И точно так же, как во времена Мордехая и Эстер, Кабалат ол приносит нам «свет и радость, счастье и почести»
[19], приносит нам удачу и благословение, поднимает этот мир на более высокий уровень.

Основано на беседах Любавичского Ребе.

Примечания:



[1] Таргум Шени Эстер 3:1.

[2] Дварим 25:19.

[3] Шмуэль I 15:3.

[4] Ibid. 15:9.

[5] Ibid. 15:23.

[6] Мегила 13a; комментарии Хохмат Энош на Шмуэль I 15:32.

[7] Мидраш Танхума, глава Ки Теце, часть 9.

[8] Дварим 25:17-18.

[9] Сефер Амаарим 5679, стр. 294.

[10] Шмот 24:7. Наши мудрецы говорят, что война с Амалеком была необходимой подготовкой к Получению Торы. Также мудрецы говорят (Шаббос 88а), что евреи полностью приняли Тору только в Пурим.

[11] Сефер Амаарим 5679.

[12] Шмуэль I 10:24.

[13] Op. cit. 13:1.

[14] Йома 22b.

[15] Шмуэль I 15:22.

[16] Тегилим 131:2.

[17] Эстер 2:5.

[18] Ibid. 3:6; 4:13-14, 16; 8:9, 11, 13, 16, 17.

[19] Ibid. 8:16.

© 2008-2012 Jewish.ru