Как Аман, сын Амдаты, агагитянина, врага всех иудеев, задумал погубить евреев и бросал пур – то есть жребий – об истреблении и погублении их…
Свиток Эстер 9:24-26
Многие исследователи еврейской истории интересовались спасением евреев от планов Амана: историей того, как Эстер стала царицей после Вашти; как Мордехай вдохновил евреев Шушана и поднял их для покаяния и молитвы; про бессонную ночь Ахашвероша, когда ему напомнили о том, как Мордехай спас его жизнь, после чего царь приказал Аману провести Мордехая с парадом по улицам Шушана; про то, как Эстер просила царя о милости к евреям и боролась с кознями Амана; про повешение Амана; про войну евреев с врагами, случившуюся 13 адара.
Все эти события сыграли большую роль в чудесной истории, случившейся в Пурим. Тем не менее, название праздника, отражающее его суть, берет начало в источнике печальных событий того времени. Выбирая дату уничтожения евреев, Аман бросал жребий (пур – перс.), который и лежит в основе Пурима.
А зачем Аману вообще нужно было кидать жребий? Намного проще было бы выбрать подходящий день или несколько дней, чтобы исполнить свои коварные планы, правда?
Ангел и пьяница
В еврейском календаре существует еще один праздник, имеющий отношение к жребию. Это Йом Кипур. Во времена Храма, в самый волнующий момент Коэн Агадоль (Первосвященник) стоял между двух козлов и кидал жребий, чтобы определить, какому животному суждено стать жертвоприношением во славу Всевышнего, а какому – унести с собой в пустыню все грехи еврейского народа.
В еврейском календаре сложно найти две даты, настолько противоречащие друг другу. Йом Кипур – самый печальный день в году. Этот день посвящен поиску себя и раскаянию; в Йом Кипур мы соприкасаемся с нерушимой частицей святости, заложенной в нас – чтобы оценить поступки прошлого и дать обет будущему. Следовательно, состояние духовного поиска не просто естественно для Йом Кипура, но необходимо. В Торе сказано, что в этот день евреи должны отказаться от еды, питья и телесных удовольствий. И в этот день земной человек больше всего похож на небесного ангела.
Пурим, наоборот, считается самым «приземленным» праздником еврейского календаря. Этот день посвящен обильной трапезе и возлияниям. Более того, в Талмуде сказано, что в Пурим еврей должен «напиться так, чтобы не услышать разницы между словами “будь проклят Аман” и “будь благословен Мордехай”».
Наши мудрецы объясняли, что Пурим олицетворяет собой физическое спасение еврейского народа. Есть такие праздники (например, Ханука), установленные в память о спасении еврейских душ, которые пытались соблазнить и отвернуть от веры. В такие дни мы соблюдаем ряд обычаев «духовного» толка: например, в Хануку мы зажигаем свечи меноры, а в Песах читаем специальную молитву Галель. В Пурим же мы празднуем физическое спасение нашего народа, ведь Аман не просто стремился к ассимиляции евреев или к обращению их в язычество, но к фактическому их уничтожению. И поэтому в Пурим мы помогаем неимущим, дарим подарки и угощаем друзей, устраиваем обильную трапезу и много пьем.
В Йом Кипур мы постимся и молимся, а в Пурим – веселимся. Тем не менее Зогар рассматривает эти два праздника как внутренне взаимосвязанные. Более того, он толкует название Йом аКипурим (такое название дано Йом Кипуру в Торе), обозначая его как «день, подобный Пуриму» (Йом кеПурим)!
Мотив и жребий
Лотерея символизирует собой факт того, что человек полагается на волю случая в ситуации, когда нет веских причин сделать выбор в пользу чего-либо, и тогда мы предаем себя в руки сил, лежащих за пределами нашего понимания.
Тут и скрыто значение жребия, который Коэн Агадоль бросает в Йом Кипур. Мы все стоим перед Всевышним с грузом своих греховных мыслей и поступков и по логике вещей не должны быть оправданы перед Ним. Поэтому мы отдаем себя на волю случая, неподконтрольного логике, необъяснимого с точки зрения здравого смысла и не принимающего во внимание ни наши заслуги, ни проступки.
Мы отказываемся от всего земного: еды, питья, обычных человеческих радостей, а также от здравого смысла. Мы надеемся только лишь на Творца и молимся, чтобы Он снизошел до нас в своей Доброте и Мудрости лишь по той причине, что Он – наш Создатель.
Жребий Амана был лишь попыткой извратить и подчинить себе законы Б-жественного. По его мнению, евреи хоть и воплощали замысел Всевышнего в этом мире и находились по этой причине под Его защитой, Б-г стоит выше всего мирского, и Его понятие о добродетели и заслугах не подпадает под категории добра и зла. Б-жественная воля так же непредсказуема, как бросок игральных костей. И Аман решил рискнуть. А вдруг повезет?
В Талмуде сказано: «Когда жребий, брошенный Аманом, выпал на месяц Адар, он возрадовался и воскликнул: “Это жребий пал на месяц, когда умер Моше! Да, Моше дал Израилю Тору, но и он смертен, и он является частью этого мира; а я превзошел его – мой жребий вознес меня и я затмил свет народа Израиля в глазах Б-га”».
Аман не учел, что Адар был месяцем не только ухода Моше из этого мира, но и месяцем его рождения. То есть, Аман неверно истолковал свой жребий. На экзистенциональном уровне жребий гласил, что отношение Всевышнего к еврейскому народу не может быть однозначным и неизменным. Иногда он еще больше заслуживает Его защиты и покровительства; иногда меньше. (В Талмуде раскрывается причина того, почему Аману было позволено запугать евреев: они поклонялись образу Навуходнецара и принимали участие в пиршестве идолопоклонников на развалинах Храма). На этом уровне реальности, «смерть» Моше была возможна. Но отношение Б-га к Его народу превосходит земное непостоянство. На уровне, когда «тьма подобна свету», а «добро» и «зло» не имеют принципиальных отличий в глазах Творца, спасение народа Израиля зависит только от Него, просто потому, что такова Его воля.
Слова пророка (Малахи 1:2) гласят: «”Разве Эйсав – не брат Якову? — сказал Г-сподь. — “Но люблю Я Якова”». Хотя Эйсав и был грешником, а Яков – праведником, Б-жественный жребий всегда выпадает избранным.
Таким образом, праздник Пурим берет свое название от жребия, брошенного Аманом именно потому, что это – единственная деталь, играющая роль в самой сути праздника.
По воле случая?
Йом Кипур и вправду «день, похожий на Пурим»: оба праздника представляют собой временные точки, в которых проявляются законы, не укладывающиеся в обычные рамки восприятия.
Но между этими праздниками есть существенная разница. В Йом Кипур мы отказываемся от всего, что привязывает нас к земному. Но сам факт того, что мы отказываемся от них лишь на время, свидетельствует о том, что мы не способны до конца отрешиться от оков этого мира. Поэтому Йом Кипур лишь «день, похожий на Пурим», поскольку в этот праздник мы способны достичь лишь поверхностного сходства с сущностью Пурима.
Чудо Пурима заключалось в том, что Всевышний подтвердил свой сверхэкзистенциальный выбор народа Израиля, и это чудо свершилось естественным образом. Эстер понравилась Ахашверошу, и он сделал ее своей царицей; Мордехай раскрыл заговор против Ахашвероша, и годы спустя царь об этом вспомнил; Эстер переубедила царя, поборола Амана и добилась его казни, поставив на его должность Мордехая. Но именно поэтому Пурим считается одним из величайших чудес, явленных евреям, – чудом, при сотворении которого не нарушался естественный порядок вещей, но естественный порядок вещей стал источником чуда.
Тот же закон работает и в частных случаях: отход от материальных благ осуществляется не отказом от физических удовольствий и подавлением собственных желаний, но преобразованием физического начала в инструмент Б-жественной воли. Поэтому Пурим – это день, когда мы больше обычного склонны к удовлетворению физических потребностей и одновременно отказываемся подчиниться рациональным законам и устоям, отрицая даже такие аксиомы, как «будь проклят Аман» и «будь благословен Мордехай».
В Йом Кипур мы получаем силы для того, чтобы подняться над законами физики и рациональности. А в Пурим евреям позволено в полной мере насладится физическим миром, что само по себе – тоже инструмент посвящения себя Б-гу.
Основано на беседах Любавичского Ребе в Пурим 1958 года и по другим поводам (Ликутей Сихот, том 4, стр.1278-1279).
|