За долгие тысячелетия изгнания не было для евреев лучшей поры и лучшего места, чем те, в которых развиваются события книги Эстер. Евреи занимали важные посты в государстве, вели успешную торговлю, не были ограничены в гражданских правах. Глава еврейской общины Персии Мордехай был одним из министров двора, а Эстер – царицей. Но мы знаем, чем закончился золотой век: еврейство едва не подверглось (не бывать тому!) физическому уничтожению.
Почему же в мгновение ока превратилось «золотое изгнание» в гибельное для евреев место? Талмуд (Мегила, 12а) рассказывает, что завязкой трагедии стала трапеза Ахашвероша, в которой, к сожалению, приняли участие и евреи Персии. Что же случилось за царским столом? Старое крепкое вино было подано пирующим в священных сосудах Иерусалимского Храма. Можно ли вообразить большее надругательство над еврейскими святынями?! Неевреи пировали, а евреи делали вид, что ничего страшного не происходит. И потому община была обречена.
Но, как мы знаем, Всевышний пощадил Свой народ, и избавление пришло от Мордехая и Эстер. Что же сделали они, узнав о страшной опасности, нависшей над народом Израиля? Прежде всего важно отметить, чего они не сделали. Они не пошли «естественным» путем, не направили тайную делегацию к царю, не стали сулить сановникам взятки. И даже когда Эстер решила просить царя о помиловании (акт «разумной, естественной политики»), она начала свою миссию с того, что... приняла на себя трехдневный пост.
Пост и молитва, а не дипломатия и сила принесли евреям спасение. Один из важнейших выводов: не суди о судьбе еврейской общины по внешним признакам. Община в свободной и изобильной стране может в мгновение ока (не дай Б-г!) оказаться в опасности, а другая община может столетиями благополучно существовать во враждебном окружении. Жизненная сила евреев — в их духовном состоянии. И завязка, и развязка сюжета книги Эстер иллюстрируют издавна известное правило: судьба евреев не подчинена законам природы, и история их не может быть вписана в рамки повседневной логики.
Только распущенность и безразличие к духовному долгу угрожают существованию еврейства. Только Тора, молитва, заповеди и добрые дела способны защитить и спасти евреев.
|